Щапура в чакане. Зачем донским казакам отметка в паспорте

0

Российские казаки считают себя представителями отдельной национальности и даже настаивают на соответствующей пометке в паспорте. Кто же такие казаки – народность или сословие? Спорам этим сотня лет, и вряд ли общество в ближайшее время придёт к консенсусу.

 

Не сейте рознь!

Представители казачьих объединений и общин от Дона до Амура обратились к министру юстиции России Константину Чуйченко с требованием прекратить нарушение Конституции РФ, пишет ростовский новостной портал 1rnd. Из письма следует, что отказ регистрировать национальность «казак» или «казачка» представители общин считают нарушением своих прав и даже разжиганием межнациональной розни.

Если права нарушены, то не только у казаков. Потому что отметки в паспорте о национальности не имеет в Российской Федерации никто. Напомним, «пятую графу» в главном документе гражданина нашей страны отменили ещё в 1991 году.

Народ или сословие?

Национальный статус казачества вызывает столько споров, потому что это сообщество образовалось достаточно поздно – в XVI веке. К тому же, генетически разнородно. Но казаки считают себя отдельным народом, потому что имеют собственную культуру и язык. Их оппоненты апеллируют к мнению государеву, которое ещё века назад именовало казаков сословием.

ДОСЬЕ

Народ – историческая общность людей. Сословие – социальная группа в составе общества, члены которой отличаются по своему правовому положению.

 

«В ХIX веке казачество, действительно, официально было объявлено сословием, – подтверждает заведующий лабораторией казачества Южного научного центра Российской академии наук Андрей Венков. – Это был особый род войск, пожалуй, лучшее войско Российской империи. И пришедшие на смену царской власти большевики тоже рассматривали – и уничтожали! – казаков как особую экономическую группу, а не малую народность. Но при этом казачье войско всегда было отдельной самостоятельной общиной со своей собственностью. И если говорить о крупных казачьих общинах – донской, терской, уральской, то они около ста лет вели довольно замкнутый образ жизни. Внутри общин сложились свои традиции и культура».

Председатель правления Ассоциации шермиций, доктор философских наук Андрей Яровой говорит, что признавая за казаками своеобразие и политическую независимость, цари всё же считали их беглыми холопами, а не отдельным субэтносом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *